Дизайн и проектирование магазинов | Семинары, консультации, статьи Стратегия развития магазина

Мерчендайзинг рыбы и морепродуктов
глазами архитектора.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МЕРЧЕНДАЙЗИНГУ © КИРЫ И РУБЕНА КАНАЯН

На сайте представлена выставка фотографий известного московского архитектора Олега Валентиновича Попова. Фотовыставка посвящена эстетике торговли рыбой и морепродуктами на старейшем рынке города Венеции в Италии. Искусство мерчендайзинга итальянских торговцев комментируют Кира и Рубен Канаян.

Замечательные фотографии архитектора О.В. Попова позволяют прикоснуться к изящному искусству итальянского мерчендайзинга. На представленных снимках запечатлены наиболее интересные приёмы, решения и композиции, применяемые в мерчендайзинге рыбы и морепродуктов. Мы снабдили фотографии своими комментариями, чтобы отечественные торговцы и мерчандайзеры смогли в большей степени овладеть мастерством представления живого и свежего товара.

С развитием супермаркетов и гипермаркетов в России и странах СНГ всё более актуальной становится развитие их рыбных отделов. Меняют свое позиционирование некоторые рынки: они также развивают деликатесное направление и специализируются на редких свежих продуктах: мясо, рыба, молочные продукты. Рыбный отдел – один из самых зрелищных в магазине, поэтому выкладке рыбы и морепродуктов уделяется особое внимание.

ВенецияВенеция – один из старейших торговых городов Европы. Город расположен на островах Венецианской лагуны. Начало развитию Венеции положили богатые патриции Римской империи, укрывшиеся на островах от нашествий варваров на Апениннский полуостров.  Венеция всю свою историю была повёрнута лицом к морю. Венецианской республике удалось создать небольшую империю, владеющую торговыми портами и городами по всему Средиземноморью. Снабжение Венеции, в основном, осуществлялось по морю. Некоторые товары, такие как зерно и молочные продукты, частично доставлялись из прилегающих к Венеции владений на севере Италии – Терра Фирма. Розничная торговля всегда играла важную роль в жизни Венеции и венецианских купцов. За столетия успешной работы венецианские торговцы накопили большой опыт в мерчендайзинге рыбы и морепродуктов. Сказалось и положительное влияние традиций розничной торговли и сервировки рыбного стола Римской и Византийской империй. Роль пассажирского и грузового транспорта по каналам Венеции исполняли лодки – гондолы. Снабжение венецианского рыбного рынка осуществляется на лодках по каналам Венеции. До сих пор можно встретить и плавучие торговые точки. Смотри фотографии 1, 2, 3, 4.

Выбор рыбы и морепродуктов для покупателей – это своеобразная экскурсия в подводное царство бога моря Посейдона (у римлян Нептуна). На рыбный рынок отправляются, чтобы посмотреть морские диковины. Чем более необычной является рыба или другой обитатель морских глубин, тем больше денег готов отдать за него потенциальный покупатель. Это желание покупателя  учитывают торговцы рыбой, уделяя особое внимание демонстрации диковинных рыбных голов. Создаётся своего рода портретная галерея представителей рыбного царства. На эстетическую составляющую мерчендайзинга и приёмы работы с головами рыбы обращают внимание фотографии 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Морские окуни выложены таким образом, чтобы их головы были видны покупателю целиком. Рыба дорадо (в переводе с испанского золотая) поставлена животом на лёд, она словно плывёт по поверхности прилавка. Как Живая – таким приёмом мерчендайзинга достигается эффект большей свежести, даже живости товара. Когда тех же рыб нужно много выложить на прилавок и кажется, что взаимного перекрывания не избежать, применяется другой приём мерчендайзинга – Плетёнка, при котором рыбные головы чаще оказываются сверху на виду. Крупные рыбы семейства лососёвых нуждаются в индивидуальной презентации фотография 06. Это приём мерчендайзинга – Солист. Зелёные листья салата усиливают внимание к характерной голове лосося.  Великолепна демонстрация голов марлинов. Нос марлина напоминающий изящный меч создаёт мощный зрительный вертикальный акцент. Это приём мерчендайзинга Вертикальный Акцент (Вертикаль) или Восклицательный Знак. Благодаря красивой и очень необычной внешности рисовать, фотографировать и снимать на камеру марлинов любят и профессионалы, и любители. Изображения марлинов служат украшением рыбных  магазинов, ресторанов, яхт и кораблей. Радиальный или веерообразный узор создаётся при выкладке камбалы.  Камбала, в основном, выкладывается светлой нижней стороной, а тёмной стороной кладут только для подчёркивания узора выкладки. Этот приём мерчендайзинга называется Веер или Радиальная Выкладка. Живые морские угри как змеи извиваются кольцами на лотках торговцев. Своим непрерывным движением они убеждают покупателя в свежести всего товара. Этот приём мерчендайзинга называется Живое Движение. Очень любят продавцы рыбы выкладывать страшную хищную рыбу темно-коричневой окраски с красновато-кровавым оттенком и непропорционально крупной головой с зубастым ртом – морского чёрта. Нередко для подчёркивания хищности этой рыбы в рот ему вкладывают яркий лимон. На фотографии 08 запечатлена типичная драматическая выкладка рыбы – голова морского чёрта развёрнута в сторону его традиционных жертв мелких рыбёшек. Хищные рыбы  и их жертвы рядом – испытанный приём мерчендайзинга для организации не только выкладки, но и  аквариумов с живой рыбой, он называется Драма. Он создаёт у покупателей определённый психологический тонус. Применяется он не только в магазинах, но и в аквариумах и океанариумах. Кроме морского чёрта на роль хищных злодеев торговцы часто определяют:

  1. группера (окуня Индийского океана),
  2. мурену, иногда называемую морской змеёй,
  3. барракуду – рыбу с острыми, как бритва зубами,
  4. рыбу-камень, уродливую, сплошь покрытую наростами и ядовитыми колючками,
  5. очень любимых в японской деликатесной кухне частично ядовитых иглобрюхих  рыб
  6. и, конечно же, главных хищников морских и океанских вод акул.

О мерчендайзинге, выкладке и организации в магазине аквариумов этих опасных экзотических рыб, змей, ящериц, крокодилов и даже скорпионов, узнать об особенностях их мерчендайзинга на рынках и рыбных базарах, в супермаркетах и гипермаркетах, ресторанах вы сможете в других выпусках нашего проекта.

Настоящим гурманам важно продемонстрировать отменное качество товара. Торговое оборудование для выкладки рыбы на льду предоставляет массу возможностей для эффектного представления охлаждённой рыбы и морепродуктов. Здесь на первый план выходит гастрономические достоинства рыбы. Качество рыбы торговцы демонстрируют поперечными и продольными срезами. Красивый Срез товара – важный приём мерчендайзинга практически всех деликатесных товаров. Поперечные срезы демонстрируют красное мясо тунца с тёмно-фиолетовыми прожилками, продольные розовато-красное мясо лосося. По правилу дополнительных цветов мерчендайзинга красновато-розовые куски рыбы лежат на зелёных листьях салата.

Комбинированная Выкладка рыбы и морепродуктов – еще один приём мерчендайзинга. Для достижения декоративности представления товаров опытные торговцы создают композиции из товаров. На фотографии 19 композиция создана из небольшого осьминога, цельных рыб серебристо-серых и розовых оттенков, нежно-розового поперечного среза тунца. На фотографии 22 композиция состоит из обезглавленной тушки тунца, обложенная раковинами морских гребешков. Самое главное в подборе цвета ракушек от почти белых со слабым оттенком розового до темно-красных с бордовым оттенком. Цвета раковин напоминают цвета мяса тунца. Приём использования в композиции цветов самого продукта называем Цвета Товара. Белый цвет ледового фона удачно оттеняет цвета композиции.

Для мерчендайзинга осьминогов торговцы Венеции используют приёмы Симметрии и Асимметрии. Для Декоративной Выкладки из осьминога делают нарядную центрально- симметричную розетку. Можно комбинировать розетки друг с другом, создавая орнаментальное поле из осьминогов. Эти же розетки из осьминогов прекрасно подходят для комбинированной выкладки рыбы и морепродуктов. Ассиметричная выкладка осьминогов создаёт более живые естественные композиции, которые зрительно увеличивают размер моллюсков, создавая акцент на гибкости и длине щупалец.

Выкладка кальмаров и каракатиц напоминающая кладку черепицы подчеркивает стреловидность их тела предназначенного для стремительного движения под водой (как известно кальмар может развивать под водой скорость до 70 км/ч). Для этого их тушки располагают в одном направлении и с лёгким восходящим наклоном  слева направо. Так получается выкладка, передающая покупателю заряд оптимизма. Взгляд покупателя скользящий по динамичной выкладке кальмаров, словно фиксируется останавливается плотной статикой выкладки медведок.Здесь применяются приёмы выкладки мерчендайзинга Выкладка Черепицей, Восходящая Диагональ (Оптимистическая Диагональ) и Статичная выкладка.

Выкладка креветок. Чем меньше размер креветок, тем больше их представлено в Едином Объёме. По сути дела это весовой товар, который продаётся навалом. Смотри фотографию 24. Напротив, при торговле крупными тигровыми креветками подход гораздо более индивидуальный. Смотри фотографию 25. Здесь применяются классические приёмы мерчендайзинга по работе с мелкими дешёвыми товарами и более дорогими крупными. Ведь известно, что килограмм крупных креветок стоит гораздо дороже килограмма мелких.

Выкладка крабов, омаров, лангустов практически всегда является декоративной. На фотографии 26 краб является центральным элементом выкладки организованной методом Цветового Пятна. Выкладка использует различные оттенки розового цвета краба, креветок и морских окуней. Такая выкладка обладает утончённой эстетикой. Небольшие по размеру товары, группируясь вместе по цвету, становятся гораздо более заметными для покупателей.

Выкладка ракушек морских гребешков делается с учётом их веерообразного рисунка. Раковинам задаётся различная направленность, используются раковины нескольких оттенков, из них создаётся Свободный Узор. Для демонстрации моллюсков покупателям некоторые из раковин вскрыты.

С рыбой и морепродуктами на венецианском рынке успешно соседствуют зелень и овощи. Это товарное соседство благотворно влияет на продажи обеих категорий. Методы выкладки Цветовым Пятном и Взаимодополняющими Цветами, а также с использованием декоративных элементов из самого товара можно увидеть на фотографиях 28, 29, 30 .  Чёрные баклажаны, красные и жёлтые перцы, красные помидоры, краснокочанная капуста, зелёные с белыми прожилками артишоки,  цветная капуста белого, зелёного и сиреневого цветов все эти овощи создают яркую красочную мозаику, радующую глаз покупателя.

Проектирование магазина. Авторы Кира, Рубен, Армен Канаян

Оглавление | Рецензии | Заказать

Проектирование магазинов — Новая актуальная книга для российской розницы - 2100 р.


На главную страницу | Карта сайта | English
125 6th Street, SE  •   Washington, DC 20003   •   (202) 253-4168   •   info@stratomedia.com

© Stratomedia, Inc. 2002-2009 (www.stratomedia.com)
Stratomedia, Inc. и Юнион-Стандарт Консалтинг разрабатывают дизайн магазинов и торговых центров.